Современный преподаватель вуза – кто он?
Современный преподаватель вуза – кто он?
Какими навыками должен обладать педагог уже сейчас и какими признаками должен отличаться преподаватель будущего? Ответы на эти вопросы искали сегодня участники Международной Летней школы вместе с профессором кафедры Делового администрирования Almaty Management University Акмарал Алталиевой.
Семинар Акмарал Андировны очень логично завершает программу Летней школы - 2016 на общую тему «Инновационные знания в современной системе образования». Культуру труда и модель компетенций преподавателя представители вузов определяли в командном обсуждении. В целом, видение слушателей школы совпадает с тенденциями, которые происходят в мировой образовательной сфере.
Преподаватель будущего – это геймификатор и тренер, исследователь и инженер профессиональных навыков, психолог и наставник, лидер и авторитет, как в профессиональной, так и в личной жизни. Интересное мнение высказала одна из участниц семинара, преподаватель кафедры ИТ и ООД AlmaU Шолпан Ибжарова: «Педагог - это человек, являющийся, по сути, философом. Обычный человек абстрагирует философию в реальной жизни, а преподаватели, наоборот, должны помогать людям понять себя. Педагог - бог души человека на земле. В рамках философии педагогическая культура направлена на выявление сущности и формирование студента как целостного человека».
Особенность педагогической культуры в том, что преподаватель должен своим примером мотивировать учащихся. Фактически, педагог формирует интеллектуальные, духовные и творческие свойства каждого студента. И в этом ему помогает искренность и готовность сопереживать. Одним из главных факторов профессионального успеха педагога является постоянное желание самосовершенствоваться и развиваться. Причем, учиться преподаватель может не только у своих коллег, но и у самих студентов - поколения Z.
Новое поколение Z отличает сверхуверенность, поиск менторства и ожидание отношения тет-а-тет, готовность учиться в нетрадиционных бизнес-моделях, желание работать над тем, во что эта молодежь сама верит. Поэтому влияние на это поколение и авторитет педагога надо уметь заслужить.
Что ожидает преподавателя в будущем? Возможно, не будет 40-минутных лекций, так как увеличение ритма жизни требует максимально эффективной и тщательно продуманной подачи действительно важной информации. Необходимо вводить в программу обучения эксперименты и игротехники – так студентам будет гораздо интереснее учиться. Роль преподавателя в нынешнее время меняется на глазах. Огромное количество информации доступно молодым людям путем одного клика клавиши компьютера. Конкурировать с искусственным интеллектом бесполезно. Специалисты отмечают, что даже магистранты используют «разжеванные» выдержки в поисковиках как источник информации, не изучая напрямую авторов и оригинальные тексты. Поэтому педагогам надо перестать накапливать информацию и верить в свою «всезнаемость», а только адаптироваться под эти тренды.